Санкт-Петербург
       
 
Поставщик стальных труб
 
      
 
Я ищу трубу:
 
       


тел.: (812) 336 57 75

Пресса о нас

Отколь грозить мы будем...?
Татьяна Игнатенко "Металлоснабжение и сбыт, журнал" № 6, 2007

 

Развитие российского трубного рынка в прошлом году выявило ряд противоречивых тенденций. С одной стороны, значительно увеличилось потребление труб на внутреннем рынке. С другой — все сильнее оказывают свое действие такие негативные факторы, как конкуренция со стороны иностранных производителей, отсутствие свободных мощностей для наращивания выпуска продукции и рост стоимости сырья. Похоже, что данные тенденции, проявившиеся в 2006 г., продолжаются и сегодня, о чем свидетельствует истекший период 2007 г.
На трубном рынке России наблюдается значительное ужесточение конкуренции: отечественные предприятия соперничают с иностранными, производители продукции — с трейдерами, компании, специализирующиеся на продаже стальных труб, — с поставщиками товаров-заменителей. Быстрыми темпами увеличивается спрос на трубную продукцию. Так, по итогам 2006 г. потребление труб на внутреннем рынке выросло на 26%. Особо активизировали спрос строители нефтегазопроводов и предприятия жилищно-коммунального хозяйства. В т.г. эти же отрасли обеспечили устойчивый рост внутреннего потребления трубной продукции. Кроме того, участники рынка замечают, что значительный потенциал роста заложен в строительстве, энергетике, ВПК, а также некоторых направлениях машиностроения.
Однако уже сегодня спрос на трубную продукцию в России превышает предложение. Прогнозируется, что внутреннее потребление стальных труб в 2010 г. окажется на уровне 10,8 млн т (что предполагает рост на 38,2% по сравнению с 2006 г.). Отечественные трубники, исходя из заявленных темпов развития производства, смогут обеспечить 10,1 млн т, что закроет потребности практически на 100%.
Сдерживающим фактором роста производства трубной продукции может стать и недостаток мощностей предыдущих переделов. Так, по сообщениям аналитиков, отслеживающих положение дел в черной металлургии, следует учитывать большую загруженность производителей трубной заготовки. Чтобы удовлетворить растущий спрос трубников на заготовку, придется наращивать сталепрокатные и сталеплавильные мощности.
Как признаются трубники, недостаток мощностей, а также благоприятная международная обстановка повлекли за собой рост стоимости трубной заготовки и штрипса, что, в свою очередь, повлияло на увеличение стоимости трубной продукции на российском рынке.
Уже сегодня российские трубники обеспокоены давлением, которое оказывают на рынок украинские и китайские поставщики. Как заявили нашему изданию в пресс-службе ОМК, российские производители в настоящий момент сталкиваются с фактом недобросовестной конкуренции со стороны Украины и Китая. Чаще всего речь идет о ценовом преимуществе, поскольку иностранные поставщики пользуются у себя на родине различными налоговыми, таможенными и тарифными льготами.
Объемы поставок из Китая пока небольшие (порядка 20—25 тыс. т по итогам 2006 г.), однако налицо значительные темпы роста — по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отгрузка выросла более чем в 3,5 раза. Скорее всего, это свидетельствует о том, что Китай стремится к захвату большей доли российского рынка.
Украинские производители увеличили поставки бесшовных горячедеформированных труб: Интерпайп — до 120 тыс. т (на 20%), Днепропетровский завод — до 35 тыс. т (в 2 раза), Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича — до 33 тыс. т (втрое). Самые высокие темпы роста наблюдались по нарезным трубам (более 500%) и по нержавеющим (более 750%).
При этом по единодушному мнению участников отечественного рынка труб, введенные Россией в 2006 г. антидемпинговые пошлины не возымели достаточного действия на экспансию зарубежных производителей, так как носили скорее ограничительный, а не заградительный характер. В то же время российская система экспорта трубной продукции понесла куда более значительные потери в связи с высокими пошлинами со стороны ЕС (например, для предприятий Группы ЧТПЗ — 24%).
По информации компании ЭСТАР, за первые два месяца 2007 г. объем ввозимых в Россию труб увеличился на 28% по отношению к тому же периоду прошлого года. Украина этот показатель увеличила на 41% (до 134,5 тыс. т), причем тенденция наращивания поставок в Россию украинских труб сохраняется. E
В то же время импортные трубы неравномерно представлены на территории России. Так, например, в Уральском федеральном округе существенного импорта в настоящий момент не наблюдается. Как заявляют участники рынка, китайская продукция сегодня представлена только в виде пробных партий, а украинская труба до Среднего Урала практически не доходит. Кроме того, здесь сильны позиции уральских производителей труб.
В то же время на рынке Северо-Запада соотношение отечественной и импортной продукции — 80 и 20%. Как отметил Е. Ганопольский, руководитель отдела маркетинга Торгового дома Санеста-Металл, на российском рынке потихоньку растет доля, занимаемая украинскими бесшовными трубами, в том числе и на рынке Северо-Запада. Несмотря на определенные таможенные барьеры, украинская продукция по-прежнему востребована благодаря приемлемому соотношению цена — качество.
Уже сегодня спрос на трубную продукцию в России превышает предложение. Прогнозируется, что внутреннее потребление стальных труб в 2010 г. окажется на уровне 10,8 млн т (что предполагает рост на 38,2% по сравнению с 2006 г.).
«Китайская продукция в регионе пока что представлена незначительно, — продолжает Е. Ганопольский. — Хотя, например, в сегменте труб из нержавеющих сталей китайцы уже вовсю теснят своих российских и украинских конкурентов. Нам кажется, что в ближайшее время подобная ситуация возможна и в других сегментах трубного рынка, прежде всего с высокой добавленной стоимостью (например, не исключено появление на рынке котельных труб китайского производства). Массовому проникновению на наш региональный рынок более дешевых труб из Китая пока мешают не столько протекционистские барьеры, сколько естественная географическая удаленность. Но это только пока…
Что касается Белоруссии, то, насколько нам известно, она пока производит немного труб, причем только сварных. Поэтому белорусские трубы на отечественном рынке пока присутствуют незначительно. Но если объявленные планы по созданию в этой стране производства бесшовных труб будут реализованы, то потенциал у такой продукции неплохой ввиду относительной географической близости и ожидаемой высокой эффективности современного оборудования.
На данный момент трубы общего назначения в Европе стоят дороже, чем в СНГ, а мощности трубных производств в странах ЕС загружены заказами со всего мира. Поэтому рискну предположить, что наш внутренний трубный рынок — не самый лакомый кусок для западных соседей. Но в уже упомянутых сегментах рынка с высокой добавленной стоимостью ситуация другая. Типичный пример — рынок сварных нержавеющих труб, где активно представлена продукция из стран ЕС».
Южный федеральный округ в силу своей географической близости с Украиной, Турцией, Белоруссией испытывает давление со стороны производителей трубной продукции этих стран. Как рассказал генеральный директор ЮгМеталлСнаб-Холдинга Р. Булько, Южный федеральный округ привлекает многих иностранных производителей как в плане сотрудничества с местными трейдерами, так и в плане автономной работы. С прошлого года многие участники рынка начали рассматривать перспективы сотрудничества с восточными странами, в частности, с Китаем. Фирма Kurum Holding (Турция) — уже четвертая компания, объявившая о планах строительства металлургического завода на территории Ростовской области. С апреля украинская корпорация Индустриальный союз Донбасса начала строительство металлопрокатного завода в Армавире (Краснодарский край).
Учитывая столь тревожные тенденции, российские производители уделяют особое внимание внутреннему рынку и всестороннему развитию производства. Например, как отметил в своем анализе рынка С. Билан, заместитель генерального директора Трубной Металлургической Компании по маркетингу, опубликованном в «Вестнике ТМК», в настоящий момент компания диверсифицирует свое производство, делая значительный упор на высокотехнологичных трубах для машиностроения, энергетики, автопрома, нефтегазодобычи и ЖКХ. В немалой степени на это направлена масштабная Стратегическая инвестиционная программа модернизации производства на предприятиях компании. Основной целью Программы является превращение холдинга в глобального поставщика высокотехнологичной продукции, прежде всего, в сегменте бесшовных труб нефтегазового сортамента (OCTG). С этой целью ТМК намерена к 2010 г. инвестировать в модернизацию производственных мощностей $1,4 млрд, что позволит повысить качество продукции до уровня самых передовых мировых стандартов, а также увеличить производство «фокусных» продуктов с высокой добавленной стоимостью: бесшовных труб (в том числе OCTG) — на 1,2 млн т, до 3,2 млн т, а также сварных труб большого диаметра — на 0,7 млн т, до 1,3 млн т.
Уже сегодня российские трубники обеспокоены давлением, которое оказывают на рынок украинские и китайские поставщики.
Кроме того, в сегменте нефтегазопроводных труб ТМК в 2008 г. планирует ввести в строй на Таганрогском металлургическом заводе новый уникальный стан PQF, который позволит нарастить мощности по выпуску данного вида труб на 400 тыс. т в год, а также создать аналогичный объект на Северском трубном заводе в 2009 г., что обеспечит увеличение объемов производства до 600 тыс. т в год. А учитывая возрастающую потребность в трубах диаметром 159—219 мм со стенкой до 10 мм, планируется произвести реконструкцию стана ПГА и организацию участка объемной индукционной термообработки электросварных труб на Таганрогском металлургическом заводе.
ОМК предполагает увеличивать объемы поставок на российский рынок. К 2010 г. компания планирует довести выпуск трубной продукции до 2,5 млн т. Для этого реализуется инвестиционная программа, направленная на создание мощного трубного комплекса, включающего в себя сталеплавильное, прокатное и трубное производства. В Выксунском районе Нижегородской области ОМК в конце 2007 г. завершит строительство первой очереди литейно-прокатного комплекса. В 2010 г. планируется окончание строительства стана «5000». Таким образом, компания полностью закроет потребности производства труб среднего и большого диаметров в трубной заготовке.
Группа ЧТПЗ как вертикально интегрированная универсальная компания планирует действовать во всех сегментах рынка труб и удовлетворять спрос представителей ТЭКа, индустриальной и строительной отраслей, жилищно-коммунального сектора. Увеличение продаж будет напрямую связано с модернизацией действующего производства Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов, а также с запуском новых мощностей. Продвижение продукции Группы ЧТПЗ планируется обеспечить благодаря комплексной работе над качеством продукции (за счет качества исходного металла и технологий трубного производства), а также над качеством услуг, сервиса (в результате развития трубодетального, арматурного и сервисно-ремонтного направлений) и системы сбыта.
Приоритетное внимание удовлетворению потребностей отечественных потребителей уделял и будет уделять холдинг ЭСТАР, для чего на его предприятиях ведутся работы по улучшению качества выпускаемой продукции, а также по сертификации соответствия международным стандартам качества, расширяется ассортимент выпускаемых труб, а в регионах открываются сервисные металлоцентры, что приводит к улучшению качества и скорости обслуживания небольших потребителей. Соответственно, это делает наиболее привлекательными для холдинга регионы, где расположены трубные заводы (и соседние с ними). Это обусловлено минимизацией транспортных расходов, что, в свою очередь, повышает прибыльность предприятия.
Не стоит оставлять без внимания сегмент полимерных труб, поскольку он имеет явную тенденцию к росту. Можно предположить, что развивающийся рынок полимерных труб будет создавать все большую конкуренцию сегменту стальных труб.
Эта тенденция сохранится, так как полимерные и металлопластиковые трубы имеют широкий спектр применения (газоснабжение, водоснабжение и канализация, технологические трубопроводы), что объясняется их долговечностью, устойчивостью к коррозии, низкой теплопроводностью, экологической чистотой, новыми возможностями прокладки.
На сегодняшний день широкое применение данного вида труб тормозится за счет нормативных документов, ограничивающих использование современных полимерных материалов, а также подходом руководителей муниципальных образований, водоканалов, теплоснабжающих и строительных организаций к применению полимеров в этой области. Поэтому процесс этот довольно инертный, и в настоящее время рынки полимерных и стальных труб очень различны. «В 2004 г. мы диверсифицировали бизнес — сегодня производственная компания Санекст, созданная в рамках холдинга, активно работает на рынке полимерных труб. Санекст выпускает трубы ПНД для газо- и водоснабжения (диаметром от 16 до 400 мм) и готовые инженерные системы из полимерных труб PEX и фитингов для современного жилищного и промышленного строительства», — добавил Е. Ганопольский.
В то же время Р. Булько уверен, что в сегменте труб малого и среднего диаметров усилилась конкуренция между черными трубами и полимерными, металлопластиковыми трубами. «Наша компания специализируется на металлопрокате, поэтому для нас представляет интерес только черная трубная продукция. Но не исключено подписание договоров на поставку полимерных труб в дальнейшем, ведь мы сейчас стремительно развиваем направление «ЮМС-Стройматериалы» и прощупываем новые рынки, интересные для нас и наших клиентов», — сказал он.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть противоречивость существующих сегодня на трубном рынке тенденций. Несомненно, показатели развития трубной отрасли в целом выглядят вполне успешно: по словам директора ФРТП Ал. Дейнеко, «трубная промышленность стала одной из самых динамично развивающихся высокотехнологичных отраслей экономики». В целом за 2006 г. объемы производства увеличились на 17,7%, а за пять лет в модернизацию и техническое перевооружение оте­чественной трубной промышленности инвестировано более $1,6 млрд.
Однако нарастание конкуренции со стороны иностранных предприятий требует ускорения темпов модернизации. Более того, можно сказать, что на сегодняшний день центр конкурентной борьбы переместился на внутренний российский рынок. Ярким примером является ситуация, когда Транснефть допустила к тендеру на поставку трубной продукции для ВСТО иностранных поставщиков. Скорее всего, это говорит о том, что в ближайшие годы легкой жизни для отечественных производителей не предвидится!

Вернуться к списку публикаций

 
Copyright © SANESTA METAL 2003-2007. All rights reserved.
Design by GRADY Advertising Agency
Programming by media-box